Суббота, 05.07.2025, 05:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа №21

Меню сайта

АНАЛИЗ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ ЗА 2015/2016УЧЕБНЫЙ ГОД

В течение 2015 – 2016 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом  разделов общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;

- обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;

- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

         Школьная библиотека прививала в  учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в  помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения,  потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.

Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных (электронные издания учебной  и справочной литературы)

 

Основная цель библиотеки:

Обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки. Содействие самообразованию учащихся, педагогов и других категорий читателей.

Задачи библиотеки:

·       Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.

·       Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.

·       Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям.

·       Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.

·       Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

·       Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.

·       Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.

·       Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.

·       Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных особенностей обучающихся.

·       Организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.

 

Основные функции библиотеки:

1.  Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.

2.  Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

3.  Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.

4.  Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.

5.  Воспитательная  – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.

6.  Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

7.  Просветительская – библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

8.  Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями МБОУ, другими библиотеками

 

 

 

 

 

 

 

Библиотечно-библиографические знания

 

Занятия по программе библиотечно-библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал. Об этом направлении работы и хочется немного рассказать.

За истекший учебный год было проведено 9 библиотечных урока в 9 ти классах, из них 10 уроков проведены школьной библиотекой. На уроках дети учились пользоваться энциклопедиями, словарями, картотеками, узнавали об истории создания печатных книг, об их структуре, о бережном отношении к книге.

Эти уроки проводятся по плану библиотекарем,  учителем-словесником.

 

Информационно-массовая работа

 

Цели массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Ибо массовые мероприятия с их использованием различных форм и приемов помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Мы должны доказать детям, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга действительно часто является другом и советчиком. В значительной степени, мы стремимся к реализации стратегической цели – научить хотеть читать.

Массовая работа в школьной библиотеке, как правило, ведется по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу.

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были  нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее  патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и  формирующее  привлекательный образ книги и чтения.

В ходе подготовки библиотечных мероприятий:

·                    ребята учатся ориентироваться в информационном пространстве,

·                    овладевают навыками работы с литературой,

·                    учатся логически выстраивать и образно представлять собранный материал,

·                    развивается культура речи,

В день библиотеку посещает в среднем 25 человек.

 

Книжные выставки

 

В нашей библиотеке всегда много книжных выставок. Это не только украшает библиотеку, но и отличный  повод обратить внимание читателя на книги, имеющиеся в библиотеке, показать интересные или уникальные книги, вспомнить об интересных датах, людях, событиях.

Огромной популярностью среди школьников пользуются выставки: «Мир подростка» (затрагивает вопросы этикета, культуры поведения, прав ребёнка и  досуга школьников), «История Россия» (материал по истории и символике России, собраны важнейшие события, выставка также знакомит с великими людьми, которые внесли огромный вклад в развитие и культуру России), «Стандарты нового поколения» (представлены нормативные документы, передовой опыт учителей по обучению и воспитанию школьников, советы родителям), «О днях воинской славы» (литература о Великой Отечественной войне).

Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок : «Учитель вечен на земле!» ко Дню учителя, «Тайны природы», «Памятники и исторические места Кубани», «Во славу Отечества» - ко дню защитников Отечества, «Волшебный мир книг» - к Недели детской и юношеской книги, «Всемирный день птиц», «Международный день семьи».  Подбирая материал к этим выставкам, стараешься  рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но  и предложить литературу с выставки и побеседовать с  читателями.

В течение года нами  оформлялись книжные выставки к предметным неделям: «В здоровом теле здоровый дух», «Мир прекрасен без наркотиков» к неделя Антинарко, «Под куполом веры», «»Что за чудо эти сказки» ко дню рождения А.С.Пушкина.

Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом учебном году читатели познакомились с творчеством В.П.Бажова, Н.Н.Носова, И.С.Тургеньева, А.П.Чехова, А.Т.Твардовского,М.Твена, А.Лингрен.

В течение всего учебного года функционировала книжная выставка: «Книги-юбиляры 2015/2016 года». Выставка постоянно обновлялась и пополнялась. Была представлена литература (10 книг-юбиляров) для всех возрастных групп: малышей, учащихся средней школы и для учителей.

 

Работа с читателями

 

Главной задачей библиотеки  является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. В этом учебном году постоянно пользовались основным фондом библиотеки 183 человека.

В своей работе мы использовали разные формы и методы работы с читателями. Это книжные выставки, чтения вслух, беседы о прочитанном, индивидуальные беседы,  литературные игры и конкурсы, викторины и литературные часы.

Регулярно, в конце каждой четверти проводился анализ читательских формуляров с целью выявления читаемости детей и задолжников.

Информировали читателей библиотеки о вновь поступивших изданиях.

Рекомендовали художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя информационно-библиотечного центра.

Работа школьной библиотеки была направлена на оказание всесторонней помощи педагогическому коллективу.

Планируется организовать работу новых книжных выставок, с целью привлечения читателей к художественному слову.

Индивидуальная работа

Нельзя не сказать о нашей самой главной, по­жалуй, самой незаметной, ежедневной работе. Ведь именно эта работа является основополага­ющей в библиотечном деле. Так же, как и все вы, мы проводим:

  • беседы во время выдачи литературы;
  • рекомендуем прочитать ту или иную книгу;
  • подбираем необходимую литературу (по за­просам) в читальном зале;
  • беседуем с ребятами о прочитанной книге;
  • составляем рекомендательные списки лите­ратуры;
  • разрабатываем памятки;
  • делаем тематические подборы литературы для старшеклассников.

(будем продолжать работу в том же направлении)

-              Перерегистрация и запись новых читателей.

-              Беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг.

-              Беседы об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, другому носителю информации.

-              Подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.

-              Проведение индивидуальных бесед о прочитанном и новинках.

 

Вывод:

1.Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.

2.Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и обучающимися.

3.Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой.

 

Предложения:

1.Пополнить фонд художественной и методической литературой, необходимой для учебного процесса.

Вывод:

Работу будем продолжать в том же направлении.

Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz